In Tauriscis Noricis 

В сражении под Теламоном во всяком случае могли участвовать лишь тауриски Западных Альп, о чем нам определенно говорит Полибий. Далее Полибий (II 5. 8) упоминает западных таурисков как жителей местности, образенной к равнине 78, и Катон (у Плиния старшего III, 134) – как Tauriscae gentis, когда повествует о лепонтийцах в Тицине и о салашанах в Аосте. Но, как уже упоминалось, эти две народности не были кельтскими, а являлись остатками венетов (культура Голасекка), хотя они и подчинялись верхне–италийским кельтам. От этих западных таурисков происходит название города Julia Augusta Taurinorum (Турин, итал. Torino). Существует еще и третья группа с названием «таурины», упоминаемая Птолемеем (III 8, 3) и пребывающая в северо–западной Дакии (или северо–восточной Паннонии).

В письменных источниках, относящихся к этому периоду, отсутствует название жителей Восточных Альп. Греческие и римские писатели сообщают нам, что во втором веке до н.э. через Альпы по направлению к югу вторглись народы, называя их галльскими, то есть кельтскими. Но такие сообщения возникли лишь в начале нашего летоисчисления.

В борьбе с этими народами римляне в 181 году до н.э. создали мощный военный лагерь в Оглее (соврем. Аквилея) и около 170 года до н.э. уже имели с ними дипломатические контакты. Эти контакты осуществлялись на кельтском языке. Об этом нам сообщает римский писатель Ливий, когда упомянутые «Alpini populi (XLIII 5, 1) он называет, как и Страбон (VIII 293. 313), галлами. Ливий приводит также имя их повелителя – «Rex Gallorum Cincibillius», и затем еще следующего – «Regulus Gallorum Balanus» (X IV 14 1), подразумевая при этом, по мнению большинства историков, уже некое союзное королевство в Восточных Альпах 79.

Ливий пишет дословно: «…Rex Gallorum Cincibillius nomine Alpinorum populorum sociorum suorum», который через своего брата отправил жалобу в римский сенат. Латинский термин «populus» означает государственно организованный народ (populus Romanus). И таковы, несомненно, – «populi Alpini», которые между собой также союзники – «socii».

Однако из–за недостатка археологических находок, относящихся к культуре Латена в Восточных Альпах, большинство археологов и историков полагает, что существовавшее там союзное королевство не было кельтским, и правил им лишь тонкий слой этого народа, то есть кельтов или, как говорили римляне, галлов. Указание в источниках, правда, такое заключение допускают, особенно вследствие упоминания «галльского» короля и названия – «галлы». 

Но очевидно, что писатели отождествляют с галлами (кельтами) в Восточных Альпах также венетов по причине единства или сходства их языков. Но о каком–то господствующем слое источники специально нам не сообщают. Дипломатические контакты между римлянами и народами Восточных Альп должны были осуществляться на венетском языке.

Название обитателей Восточных Альп впервые в середине 2 века до н.э. приводит Полибий (XXXIV – 10; у Страбона IV, 208), когда говорит о том, что «in Tauricis Noricis» (у норикских таврисков) открыли богатые залежи золота. Однако тавриски прогнали итальянских торговцев и захватили торговлю золотом в свои руки. А в Италии из–за этого цена на него упала на треть, из–за чего затем обострились отношения между таврисками и Римом.

В 129 году до н.э. в сражении с римлянами тавриски потерпели поражение, а вскоре за ними были побеждены и карны. Однако, когда германские кимвры вторглись в Восточные Альпы и осадили норикскую столицу Noreia, римляне пришли таурискам на помощь. Но при этом они сами были разбиты (113 год до н.э.). Когда исходившая от кимвров опасность миновала, между Римом и королевством в Восточных Альпах было достигнуто дружеское соглашение, действовавшее целых сто лет.

Королевство таурисков и норичан в предримский период было довольно обширным: на севере оно доходило до Дуная, на западе – до выходящей за пределы Альп реки Инн и горного гребня на современной тирольской границе; южнее она охватывала также всю долину реки Риенц до современного города Бриксен, откуда граница шла по горным гребням доломитов и Карнийских Альп до Наупорта (Врхника) и Эмоны (Любляна); ему принадлежали также современные доленьская и нижне–штирийская территории с городами Целея (Целье) и Петовио (Птуй), а также западно–паннонские города с более поздними римскими названиями Savahba (Сомбатхей), Scarbantia (Шопрон) и Carnuntum (Петронелль)80. Через эти города проходил древний янтарный путь, связывавший Балтику с Оглеем (соврем. Аквилея).

Вернемся к вопросу, действительно ли Норикское королевство принадлежало кельтам, или кельты составляли его господствующий слой, чего не подтверждают ни источники, ни раскопки, ни наследие местных топонимов.

Даже в более открытых для доступа извне землях западной Паннонии, где кельты бесспорно были у власти, мы еще можем проследить существование первоначального, говорящего по–венетски (J.Filip: по–иллирийски) населения вплоть до позднего римского периода. Раскопки в Чехословакии свидетельствуют, что первоначальное гальштатское население существовало как подоснова даже после того как страну захватили и поселились в ней кельты. В эту подоснову лишь постепенно проникали латенские элементы 81.

Современная область Зальцбурга в Восточных Альпах оказалась той землей, где присутствие кельтов было наиболее мощным, что, однако, не дает никаких оснований для заключения о кельтской гегемонии или о кельтской ассимиляции Норика. На территории современной Штирии на основе культуры Гальштат существовала восточно–норикская культурная общность на протяжении всего периода Латен. В Западной Каринтии, в местности Горина, сохранились венетские монеты, а в находящихся неподалеку Времьях (Wurmlach) – надписи, манера письма и азбука которых являются венетскими. Во время господства римлян в этих местах находилась область Loncium (Itin. Ant. 279), название которой идентично словенскому названию Лока 82.

В таурисках, которые якобы должны были быть господствующим слоем кельтов, многие специалисты видят просто первоначальное название жителей Норика 83.

Римский писатель Плиний старший (III, 133) указывает:
«Названия «тауриски», а затем «норичане» для обозначения государственного образования в Восточных Альпах преобладают, вследствие чего историки считают что господствующая роль перешла здесь от первых ко вторым, то есть от предполагаемого кельтского слоя к «иллирским» местным жителям. 

Но, как следует из слов Плиния, речь идёт только о группах одного и того же народа, сформировавшегося на культуре восточного Гальштата. Из упоминаний в источниках ясно, что народ в Восточных Альпах составляли четыре народности, к которым в римский период присоединились ещё некоторые меньшие группы, и жили они на следующих территориях: тауриски – в западной Каринтии и по долинам Высоких Тур в Солноградской области (норичане – в центральной Каринтии и в области Низких Тур, то есть в Верхней Штирии и Нижней Австрии; карны – по долинам Карнийских и Юлийских Альп, а также вне границ Норика в Фриули и на Красе; латобики – в Доленьской, Нижней Штирии и в Латобской долине; современное доленьское Требинье имело еще латинское название «Praetorium Latobicorum», а Дрново – «Municipium Flavium Latobicorum Neviodunum».

Тот факт, что в источниках не содержатся временные и пространственные размежевания этих народностей, свидетельствует в пользу гипотезы об их общем происхождении, о едином народе. Согласно Плинию (III, 131), карнам принадлежал также перевал Хрушица и область Сисак в Славонии (Carnis Segesta et Ocra), то есть земли латобиков; и точно так же, согласно Плинию (III, 148), места обитания таурисков распространялись до Скордисков близ славонских холмов (mons Claudis, cuius in fronte Scordisci, in tergo Taurisci).

Народ в Альпах избежал кельтской ассимиляции прежде всего благодаря горному ландшафту, который не подходил кельтам для поселений, а местным венетам издавна давал возможность успешно обороняться. Кроме того, у венетов был достаточно высокий уровень крестьянской культуры, более высокий по сравнению с кельтами. Тысячелетием ранее, при завоевании и заселении Альп в процессе переселений периода Культуры полей погребальных урн, старое альпийское население со своей культурой (напр., культура Крестаулта в Энгадине), более слабой по сравнению с венетской, растворилось среди венетов.

Hosted by uCoz